ххх

Интерактивные формы работы с коллективом молодых педагогов

 Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, т. к. прежде всего, способствует развитию творческого потенциала и повышению педагогического мастерства.

Но как сделать, чтобы молодой педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Активизация творческой деятельности молодых педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними.

Интерактивные методы обучения - это методы позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение обучаемого в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

Значение интерактивных методов в работе с молодыми педагогами состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. Мы выделили следующие преимущества использования интерактивных форм работы с молодыми педагогами в нашем учреждении:

во-первых, вовлекаются все участники в процесс познания, обсуждения;

во-вторых, происходит обмен знаниями, собственными идеями;

в-третьих, не допускается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

в-четвертых, организуется рефлексия собственного опыта;

Для реализации творческого потенциала молодых педагогов нашего ДОУ мы используем такие формы интерактивной работы с коллективом, как: мастер-классы, видео презентации, презентации в формате «Печа куча», метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака», а также педагогическая коучинг – сессия.

Мастер - класс - активная форма творческой самореализации педагога, когда педагог – мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комменти-рованного показа приемов работы.

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Основные задачи мастер-класса:

• Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

• Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

• Распространение передового педагогического опыта;

• Внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Опыт проведения мастер - класса, позволил сделать вывод о его эффективности. Все педагоги отметили, что научились определять степень достижения поставленных целей, выявлять определенные недостатки в своей работе.

detsad-1392387494.jpg

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения молодых педагогов является видео презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Этот метод был нами использован на семинаре – практикуме по изучению педагогами современных развивающих методов и технологий.

Презентация включала в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, таких как сказкотерапия, бумагопластика, музыкотерапия, гармоническая ритмопластика, но и возможности их применения в работе педагогов.

После презентации на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

Не так давно в нашем ДОУ прошел апробацию метод презентации в формате «Печа-куча» (с японского переводится, как «болтовня») - это методология представления кратких докладов, состоящих из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего, автоматически сменяется следующим. Таким образом, продолжительность доклада ограничена 6 минутами 40 секундами. За это время рассказать можно: о новом проекте, оригинальной идее. Это оптимальный формат для того, чтобы вынести на суд свою самую необычную идею и получить так необходимую на начальном этапе поддержку. Педагог рассказывает не только о том, что у него показано на слайдах, а и о своих переживаниях, озарениях и даже ошибках. Вовлекает коллег в свой рассказ.

detsad-1392387558.jpg

Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— 15— 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Любая форма общения с молодыми педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога, системой его взаимоотношений с воспитанниками. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

В нашем детском саду этот метод активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: спортивных соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:

1. Выбирается проблема для обсуждения;

2. Формируется креативная группа приметно из пяти - семи человек: обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

3. Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

• Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

• Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

• На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:

«++» - очень хорошая, оригинальная идея;

«+» - неплохая идея;

«0» - не удалось найти конструктива;

4. В завершении мозгового штурма выбираются идеи, которые получили два «плюса».

На этом этапе выясняется, насколько продуктивным оказался мозговой штурм. Самые лучшие идеи оформляются на специальном стенде или представляются в виде рекомендаций, которые раздаются всем педагогам коллектива. Плоды мозгового штурма важно «материализовать» в ближайшее время.

detsad-1392387651.jpg

Так же применяется на практике одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом: педагогическая коучинг - сессия.

Рассмотрим, как применяется на практике одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом: педагогическая коучинг-сессия. Сторонники применения этого метода отзываются о нём, как об увлекательном, эффективном, обучающем и развивающем методе, дающем отличные результаты.

Под коучингом понимается особый вид взаимодействия тренера и тренируемых, отличающийся от привычного нам формата.

Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами.

Особенности поведения педагога в роли коучера заключаются в следующем:

• Коучер должен быть очень внимательным и чутким собеседником и слушателем. Другие педагоги должны говорить не меньше, чем коучер, рассказывая о своих проблемах во всех подробностях.

• Коучер должен много выспрашивать о целях. Например, у педагога N проблемы с посещаемостью в группе. Значит, его цель – повысить посещаемость. Вместе с коучером педагог самым тщательным образом должен обсудить, как именно он хочет добиваться этой цели.

• Одной из важных целей коучинга должна являться разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даёт очень привлекательные результаты: в реальном времени могут быть разработаны действенные педагогические стратегии, придуманы новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания.

Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

Преимуществом коучинг-сессий в педагогической работе, а также в такой области, как организация ДОУ, управление педагогическими кадрами, является гибкость этой организационной формы.

Похожие записи:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ

15 августа 2014 в 14:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.